Условие задачи:

Катер, плывущий вниз по реке, догоняет спасательный круг. Через 30 мин после встречи с кругом катер поворачивает назад и снова встречает круг на расстоянии 5 км от места первой встречи. Определите скорость течения реки. Мощность катера постоянна.

Задача №1.7.23 из «Сборника задач для подготовки к вступительным экзаменам по физике УГНТУ»

Дано:

\(t=30\) мин, \(S=5\) км, \(\upsilon_т-?\)

Решение задачи:

Схема к решению задачиДля начала нужно понять такой факт — в системе отсчета (СО) круга (или реки, что одно и то же) скорость катера не зависит от направления движения (по течению или против течения). Учитывая это, рассмотрим движение катера в этой СО после первой встречи со спасательным кругом. Он «убегал» от круга в течение времени \(t\) со скоростью \(\upsilon_к\) и допустим прошел путь \(S_2\). Но ведь когда он развернется, то до круга он будет плыть то же расстояние \(S_2\) (замечу, что только в СО круга) и с такой же скоростью \(\upsilon_к\), а значит затратит на это то же время \(t\). Значит между первой и второй встречей прошло время, равное \(2t\).

Теперь вернемся к СО, связанной с берегом. Круг плывет равномерно со скоростью течения \(\upsilon_т\) и за время, равное (как мы уже определили) \(2t\), пройдет расстояние \(S\). Будет правильно записать:

\[S = {\upsilon _т} \cdot 2t \Rightarrow {\upsilon _т} = \frac{S}{{2t}}\]

Напомню, что 30 мин — это 0,5 часа.

\[{\upsilon _1} = \frac{5}{{2 \cdot 0,5}} = 5\; км/ч =1,4\; м/с\]

Ответ: 1,4 м/с.

Если Вы не поняли решение и у Вас есть какой-то вопрос или Вы нашли ошибку, то смело оставляйте ниже комментарий.

Смотрите также задачи:

1.7.22 Кран равномерно поднимает груз со скоростью 0,3 м/с и одновременно движется
1.7.24 Автомобиль движется со скоростью 12 м/с. Чему равен модуль линейной скорости верхней
1.7.25 Человек бежит со скоростью 5 м/с относительно палубы теплохода в направлении

Пожалуйста, поставьте оценку
( 21 оценка, среднее 4.29 из 5 )
Вы можете поделиться с помощью этих кнопок:
Комментарии: 7
  1. Данил

    Не понял рисунок, можно нарисовать, как на уроке физики

    1. Easyfizika (автор)

      Слева катер в системе отсчета круга, справа — круг в системе отсчета берега, что сложного? :smile:

  2. Александр

    Я чего-то не понимаю. Если круг движется и катер движется, то после разворота катер ну никак не может плыть те же 30 минут, потому что круг за это время тоже прошёл какое-то расстояние разве нет? И следовательно катеру до круга плыть меньше?

    1. Easyfizika (автор)

      Можно рассмотреть аналогичный случай. Рассмотрим движение человека (аналогия катера) в движущемся вагоне электрички (это аналогия реки) относительно скамейки вагона (это замена круга). Думаю дальше объяснения не нужны, поскольку всё становится очевидно.

      1. Andrew

        Поезд, хорошо. Ваша теория работает если это закрытый вагон.
        Если это будет открытый вагон но придется считаться со скорость ветра по пути и против пути. оно же скорость реки!!!
        идя по идущему составу по пути движения 30 мин вы пройдете к примеру 10 вагонов. а вот обратно, за те же 30 минут вы прошли хотя бы 3 ( если поезд идет быстро), А можете вообще не одного если очень быстро…..
        Как вы можете пренебрегать скоростью реки ????? не понимаю.
        Мощность катера постоянна ???
        Может скорость катера постоянна ?? — тогда мы пренебрегаем скоростью реки ( или скоростью попутного/встречного ветра).
        тогда получится.

        :!:

        1. Andrew

          Админы удалите ответ, логика не верна.
          Провели моделированние. Получаемый прирост в скорости компенсируется на обратном ходе.
          действительно путь туда и путь обратно займет равное время….
          Сорян.

    2. Сайгак

      Время остаётся таким же, за счёт того что скорость катера на обратном пути уменьшается на течение реки, которая теперь прибавляется кругу по отношению к катеру
      Другими словами катер замедляется а круг ускоряется на одинаковую величину из-за этого в итоге время то же

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: